Классическая 6-струнная гитара. Часть 1

Представленный здесь справочник был отсканирован А. Бобровским в 2017 году. Здесь опубликованы первая и вторая его части, которые могут представлять интерес для широкого круга читателей Остальные части не публикуются, т. к. содержат информацию, интересную только для специалистов. 

Часть 1                    Часть 2






П. Вещицкий, Е. Ларичев, Г. Ларичева

Классическая шестиструнная гитара.

Справочник.

Москва, издательство «Композитор», 2000 год.

**********

Авторы раздела «Гитаристы, композиторы, мастера. Биографические сведения» — Е. Ларичев, Г. Ларичева, других разделов и вступительной статьи — П. Вещицкий.






Часть 1. История гитары (краткий обзор)

Гитара в зарубежных странах

Гитара — старинный щипковый музыкальный инструмент. В исследованиях музыкальной культуры средних веков нет точных сведений о происхождении гитары, и учёные не придерживаются на этот счёт единого мнения. Одни утверждают, что гитара возникла в результате эволюции древнеегипетского музыкального инструмента наблы, другие — что прототипом гитары была древнегреческая кифара. Однако при сопоставлении сведений более позднего времени очевидно, что в период своего владычества в Испании мавры завезли сюда и распространили ряд музыкальных инструментов, бытовавших в странах Востока. В результате эволюции этих инструментов и возникли родственные между собой гитара и другие щипковые инструменты. В одном западноевропейском молитвеннике, датированным 1180 годом, было обнаружено примечательное изображение. Святую Пелагию, едущую на осле, сопровождает слуга, в одной руке которого повод, в другой — трёхструнная гитара. (*1) Известно, что испанский король Альфонс X Кастильский старался изгнать гитару из употребления, как инструмент язычников. В перечне музыкальных инструментов, бытовавших до XIII века, который приводится во «Всеобщей истории музыки» Е. М. Браудо, указана также гитара, получившая распространение в Италии. (*2)
Таким образом, есть основание считать, что уже в XII веке и даже, видимо, ранее гитара бытовала в западноевропейских странах — Испании и Италии, а сам факт нападок на гитару Альфонса X подтверждает родственные связи гитары с инструментами стран Востока. Первоначально гитара имела три двойных струны (т.е. по две одинаково звучащих струны) и использовалась для аккомпанемента пению, затем была добавлена четвёртая струна. Во второй половине XVI века она стала пятиструнной, и в основном установился следующий строй (запись на октаву выше реального звучания):

Издание в 1596 году в Барселоне трактата о пятиструнной гитаре Хуана-Карлоса Амата и перепечатки этого трактата в других странах свидетельствуют о появлении интереса к пятиструнной гитаре (которая стала называться «испанской») не только в Испании, но и в других странах Европы. В начале XVII века было издано много трудов, освещающих вопросы обучения и исполнительства на гитаре. Историки называют выдающимися гитаристами XVII — начала XVIII века итальянца Франческо Корбетту (1620 — 1681), который состоял музыкантом при дворе Людовика XIV и прославился своим мастерством в Испании, Германии, Франции и Англии, испанца Гаспара Франциско Бартоломео Санза (1640 — 1710) и ученика Корбетты Робера де-Визе (1650 — ок.1723-1725), после него также состоявшего гитаристом при дворе Людовика XIV.
Слава, которой были увенчаны эти гитаристы, виртуозно овладевшие пятиструнной гитарой, свидетельствуют о том, что гитара приобрела популярность уже и как сольный музыкальный инструмент, накопивший соответствующий репертуар. Развитие музыкальной культуры и появление новых критериев музыкального мышления требовало расширения возможностей музыкальных инструментов. Поиски увеличения исполнительских возможностей гитары привели к добавлению шестой струны, отказу от двойных струн и выбору строя с нижеследующей последовательностью звуков (запись на октаву выше реального звучания):

Эти усовершенствования, видимо, и послужили решающим фактором в стремительном распространении шестиструнной, называвшейся также испанской гитары не только в Испании, Италии, но и в ряде других стран. Достоверных сведений о том, когда произошел отказ от двойных струн, нет. Некоторые учёные считают, что уже у пятиструнной гитары первая струна была одинарной и называлась «певуньей». Известный гитарист и композитор Эмилио Виларруби Пухоль в своем исследовании истории гитары высказывает предположение, что о шестиструнной гитаре и об отказе от двойных струн впервые говорится в трактате гитариста Ф. Моретти, изданном в 1799 году в Мадриде. (*3)
На основании различных исторических свидетельств можно считать, что шестиструнная гитара появилась не в середине, а в последней четверти XVIII века, и, благодаря значительным преимуществам по сравнению с пятиструнной гитарой, быстро завоевала приверженцев в европейских странах.
Первыми исполнителями на шестиструнной гитаре, которые приобрели общеевропейскую известность, были виртуозы и композиторы, основоположники испанской школы игры на гитаре — Ф. Сор (1778 — 1839), Д. Агуадо (1784 — 1849) и представители итальянской школы — Мауро Джулиани (1781 — 1829), его мастерство стало нарицательным при определении технических трудностей, Фердинанда Карулли (1770 — 1841), игра которого отличалась красотой тона и техническим совершенством, Маттео Каркасси (1792 — 1853).
Успешная концертная и композиторская деятельность этих гитаристов (созданные ими пьесы различной трудности исполнения и в наше время не утратили своей ценности) способствовала популярности шестиструнной гитары в большинстве стран. Многие выдающиеся музыканты играли на гитаре, писали о ней и создавали для неё произведения. К их числу принадлежат итальянский композитор Луиджи Боккерини (1743 — 1805), австрийский композитор Антон Диабелли (1781 — 1858), немецкий композитор Карл-Мария Вебер (1786 — 1826), австрийский композитор Франц Шуберт (1797 — 1828), итальянский скрипач Никколо Паганини (1782 — 1840), французский композитор Гектор Берлиоз (1803 — 1869; в его трактате о современной инструментовке и оркестровке имеется специальный раздел с характеристикой гитары).
Быстрое распространение шестиструнной гитары в Европе способствовало появлению ряда профессиональных гитаристов, концертировавших не только у себя на родине, но и в других странах. К этим гитаристам относятся Л. Леньяни (1790 — 1877), М. Цани де Феранти (1802 — 1878), Д. Регонди (1822 — 1872), Н. Кост (1805 — 1883), И. Мертц (1806 — 1856), Ф. Горецкий (1796 — 1870), С. Щепановский (1811 — 1877), М. Соколовский (1818 — 1883). Среди названных гитаристов имена не только представителей Испании и Италии, но и Франции, Австрии, Польши и России. Таким образом, шестиструнная гитара, возникнув, сразу же получила признание в разных странах.
Музыковед Б. Вольман верно указывает истоки столь интенсивного развития гитарного искусства на Западе: «Многовековая западная музыкальная культура имела к началу XIX века уже сложившиеся формы инструментализма, талантливых, а в отдельных случаях и гениальных творцов инструментальной музыки. В русле сложившихся форм и исполнительских традиций развивалось и западное гитарное искусство. К началу XIX века первенствующее положение в Европе заняли итальянские гитаристы. Они успешно концертировали в крупнейших европейских центрах, занимали должности придворных гитаристов, считались лучшими преподавателями игры на гитаре.Наряду с использованием гитары в качестве аккомпанирующего и ансамблевого инструмента, они подняли её до положения сольного инструмента концертного плана, доведя игру на ней до степени высокого совершенства и виртуозности. (*4)
Интерес публики к концертным выступлениям гитаристов продолжался до 30 — 40-х годов XIX века. В последующее время усовершенствование фортепиано и появление композиторов, писавших фортепианную музыку и виртуозно её исполнявших (среди них великие имена Ференца Листа и Фредерика Шопена), послужили причиной резкого снижения интереса к гитаре. Фортепиано потеснило гитару и на концертной эстраде, и в быту привилегированной части населения. Попытки приблизить гитару по музыкальным возможностям к фортепиано (устройство различных приспособлений, например, укрепление гитары на столе, добавление нескольких басовых струн и поиски иного строя) желаемых результатов не давали. И всё же шестиструнная гитара с квартовым строем не вышла из употребления, как это произошло с лютней и другими родственными ей инструментами, а продолжала оставаться одним из любимых инструментов в домашнем музицировании широких слоёв населения во многих странах.
«Период упадка», «сумерки гитары» — так называют исследователи её истории это время, — а точнее сказать, временное отступление гитары продолжалось несколько десятилетий. Уже в 80 — 90-х годах XIX столетия возрождается интерес к сольным концертам гитаристов и начинается новый этап в их исполнительской и педагогической деятельности.
Престиж вернул гитаре испанский гитарист Франциско Таррега-Эйксеа (1852 — 1909). В 1881 году от дает ряд блестящих концертов в городах Франции и Испании, в Лондоне, Брюсселе, Вене и Риме. Ф. Таррега — автор свыше 40 пьес для гитары соло. Каждый профессиональный гитарист знает его знаменитую «Арагонскую хоту» с множеством технических и звуковых эффектов, раскрывающих красочность звучания гитары, «Воспоминание об Альгамбре», а также великолепные транскрипции пьес классиков. Выдающийся гитарист XX века Андрес Сеговия так определил его главную заслугу: «Таррега рафинировал технику игры на гитаре». Ряд учеников Ф. Тарреги стали известными гитаристами. Наибольшую известность приобрели среди них талантливейшие пропагандисты метода своего учителя, гитаристы-виртуозы и композиторы Мигуэль Льобет (1878 — 1938) и Эмилио Пухоль (1886 — 1980).
В начале XX века наблюдается активизация профессионального исполнительства на гитаре не только в Испании, Италии и Латинской Америке, но и в ряде других стран. Это время совпадает с началом концертной деятельности Андреса Торреса Сеговии (1893 — 1987), открывшим новый этап в истории шестиструнной (испанской) гитары. (*5) Известность приносит ему в 1924 году серия концертов в Париже, сопровождавшихся восторженными отзывами прессы. А. Сеговия понимал, что для упрочения позиций гитары на концертной эстраде необходимо обновить её репертуар за счет современных пьес, написанных специально для гитары.Чтобы осуществить эту идею, необходимо было в первую очередь привлечь внимание к гитаре крупных современных композиторов и вызвать у них желание создавать произведения для этого инструмента. В творческом содружестве Сеговии с известными композиторами появляются не только небольшие пьесы, но и произведения крупной формы — сонаты, концерты для гитары с симфоническим оркестром и т. п., вошедшие в золотой фонд репертуара классической шестиструнной гитары. Трудно переоценить значимость личности А. Сеговии в развитии гитарного искусства.
Концертное исполнительство на классической гитаре стало закономерным явлением музыкальной жизни, получая значительный приток за счет артистов нового поколения, завоевавших международную известность. С именами Джона Вильямса, Джулиана Брима (Англия), Роберто Аусселя и Мануэля Баруэко (Аргентина), Алирио Диаса (Вененсуэла), Альфонсо Морено (Мексика), Давида Рассела (Шотландия), Анхела и Пепе Ромеро (Испания), Казухито Ямашита (Япония) и других связано дальнейшее развитие гитарного искусства на мировой арене.

Гитара в дореволюционной России и в СССР.

В Россию гитара была привезена в середине XVIII века. Анализ произведений для гитары, бытовавших в России в то время, показывает, что они написаны для гитары пятиструнной. Первыми исполнителями на гитаре и педагогами были итальянские музыканты и певцы, приезжавшие на службу к русским аристократам. В опубликованной в 1770 году первой работе по истории музыки в России «профессора элоквенции и поэзии» Академии наук в Петербурге Якова Штелина сказано: «В заключение о музыкальных новостях и достопримечательностях при императрице Елизавете следует упомянуть, что итальянская гитара и её землячка — мандолина благодаря разным итальянцам появилась в Москве, но никогда не имели большого успеха, — тем более, что они не могут выполнить своё назначение, т. е. сопровождать влюблённые вздохи под окнами возлюбленных — в стране, где ни вечерние серенады, ни воздыхания на улицах не приняты». (*6) Видимо, Штелин не знал, что функции появившейся в России гитары уже тогда были значительно шире: она использовалась в качестве сольного инструмента и имела концертный репертуар.
История не сохранила сведений о первых итальянцах, демонстрировавших в России искусство игры на гитаре. Некоторые биографические факты сохранились о Джузеппе Сарти и Карло Коннобио.
В мемуарах придворной дамы — графини В. Н. Головиной — говорится, что Джузеппе Сарти, с 1784 года занимавший пост придворного композитора Екатерины II, бывал в доме Головиной и играл у неё на гитаре. В другом сообщении констатируется, что композитор Екатерининского времени итальянец Карло Каннобио в 1799 году состоял учителем игры на гитаре трёх дочерей Павла I. Приглашение гитаристов в императорские дворцы и салоны аристократов, появление в Москве и Петербурге в конце XVIII века ряда педагогов-гитаристов (например, И. Генглеза, И. Гельда, А. -Ф. Милле) показывает, что гитара начала пользоваться успехом уже и в России.
В XIX веке популярности гитары в России способствовали цыгане, для которых она была излюбленным инструментом. «Русская песня занимала основное место в репертуаре цыганских хоров, повсеместно распространяющихся в России 1780-х годов. Цыгане выступали в местах общественных увеселений, на народных гуляньях, в загородных ресторанах. Их искусство становится неотъемлемой принадлежностью русской музыкальной жизни… Цыганское пение, а вместе с ним и гитара находили страстных поклонников, среди которых были А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой, А. Н. Островский, Г. И. Успенский». (7)
Помимо гитары шестиструнной, заменившей пятиструнную, на рубеже XVIII и XIX веков в России появилась еще и семиструнная гитара. Бесспорных сведений о происхождении семиструнной гитары нет, но, благодаря распространению только в России, она в дальнейшем стала именоваться русской семиструнной гитарой. Строй семиструнной гитары (запись на октаву выше реального звучания):

Семиструнная гитара, на которой было легче освоить простую аккордику для аккомпанемента пению и исполнение несложных по гармонической структуре сольных пьес, получила массовое распространение в бытовом музицировании.
В задачу данного справочника не входит информация об исполнителях на семиструнной гитаре. Исключения составят сведения о тех, кто, начав свою музыкальную деятельность как гитарист-семиструнник, позднее продолжал её в качестве шестиструнника.
Однако не был утрачен интерес и к шестиструнной гитаре с её репертуаром, основанном на формах и жанрах западноевропейской музыки.
В русской музыкальной жизни XIX века гитаристы-профессионалы стремились утвердить гитару не только как аккомпанирующий, но и как сольный концертный инструмент. В их числе были и иностранные гитаристы, иммигрировавшие в Россию на протяжении почти всего XIX века. Они являлись в основном исполнителями-солистами, педагогами и популяризаторами шестиструнной гитары среди её русских поклонников.
Сравнивая развитие гитарного искусства в Европе и России, Б. Вольман пишет, что шло оно разными путями: «К началу XIX века русская инструментальная музыка ещё только выходила на путь профессионализма. В отличие от западной музыки, способствовавшей росту исполнительского мастерства и созданию соответствующей литературы, в России еще преобладало любительское музицирование на гитаре. Аккомпанируя пению в первую очередь, русские гитаристы использовали гитару и как сольный инструмент. Гитарные вариации на народные песни — преобладающая форма, в которой развивалось русское гитарное искусство, подобно тому, как на первых порах шло развитие русского скрипичного и фортепианного. В области создания и развития вариационной формы и в исполнении вариаций на песни русские гитаристы, в первую очередь семиструнники, достигли значительных успехов. Однако ограниченные возможности применения гитары в условиях русской музыкальной жизни первой трети XIX века мало способствовали появлению значительных гитарных произведений и исполнителей западноевропейского масштаба. Достижения русской гитаристики не вышли за пределы России. Достигнув вершины в 30-х годах, русское гитарное искусство остановилось в своём развитии, почти не обогатившись мастерством и опытом Запада. Приезд в Россию западных гитаристов-виртуозов носил лишь эпизодический характер, и того слияния национальной самобытности с уже выработанным на Западе мастерством, какое привело к расцвету в дальнейшем, скажем, русского пианизма, с русским гитарным искусством не произошло. Оно превратилось в чистое любительство, на фоне которого выделились лишь немногие гитаристы-профессионалы». (*8)
Среди русских гитаристов-шестиструнников XIX века первым исполнителем-виртуозом, имя которого стало известно не только в России, но и в зарубежных странах, был выдающийся русский гитарист-концертант (поляк по происхождению) Марк Данилович Соколовский (1818 — 1883). В 1847 году состоялся его первый концерт в Москве, прошедший с триумфальным успехом. Весть об этом концерте и мастерстве Соколовского распространилась по всей России, и его выступления приняли систематический характер во всех крупных городах России. В 1860 году М. Соколовский дал серию концертов в Вене, получивших весьма положительную оценку критики. Он стал одним из первых русских гитаристов, о котором стали писать за рубежом. В 1868 году М. Соколовский после длительных зарубежных гастролей вернулся в Москву, намереваясь стать педагогом гитары в открывшейся в 1866 году консерватории. Директор консерватории Н. Рубинштейн, который, еще будучи одиннадцатилетним вундеркиндом-пианистом, участвовал в первом концерте М. Соколовского в Москве и был свидетелем дальнейших успехов М. Соколовского, отверг это предложение.
Многолетняя блестящая исполнительская деятельность М. Соколовского кончилась неожиданно (обострилось ревматическое заболевание рук): в 1877 году состоялся его последний концерт в Петербурге, прошедший с триумфальным успехом.
Более скромно выглядит музыкальная биография его современника — костромского помещика Николая Петровича Макарова (1810 — 1890). В двадцатилетнем возрасте он неожиданно для окружающих задался целью стать первоклассным гитаристом. Ежедневные многочасовые упражнения способствовали приобретению хорошей техники. В 1840 году он побывал в Петербурге, завёл знакомства среди гитаристов, в общении с ними расширил свои музыкальные знания. В 1852 году Н. Макаров отправляется в путешествие по Европе, чтобы получить представление об игре зарубежных гитаристов. Придя к выводу, что его владение гитарой по технике не уступает им, он решил по возвращении в Россию дать концерт в Петербурге. Однако концерт этот, вопреки расчетам Н. Макарова, не только не создал ему славы знаменитого гитариста, но оказался практически незамеченным музыкальной общественностью. В 1856 году Н. Макаров организует в Брюсселе конкурс на лучшую гитарную пьесу и лучший инструмент, в период подготовки которого демонстрирует своё владение гитарой в салонах тамошних любителей музыки, но и здесь Н. Макарову не удается добиться признания. Его игре, технически виртуозной, недоставало артистизма исполнения.
Со второй половины XIX века гитара в качестве солирующего инструмента концертного плана стала утрачивать в России свои позиции. Причиной тому было, как и в других странах, активное проникновение фортепиано на концертную эстраду, и в быт русской аристократии. Несомненный спад наблюдался и в гитарной музыке, не происходило подлинного обновления репертуара. Теперь на профессиональную концертную эстраду гитара стала допускаться за редкими исключениями и только в качестве аккомпанирующего инструмента.
Для выполнения подобной вспомогательной функции музыканту не требовалась систематическая работа. Это повлекло за собой у большинства гитаристов снижение профессионального уровня сольного исполнения. Сложилось такое положение, что профессиональные музыкальные деятели России стали считать гитару бесперспективным музыкальным инструментом.
В это время в Петербурге наибольшим авторитетом среди любителей гитары пользовался Иван Фёдорович Деккер-Шенк (1826 — 1899) — австриец по происхождению, родившийся в Вене и там же окончивший консерваторию по классу пения. С юных лет он освоил технику игры на шестиструнной гитаре, и это стало его второй профессией. Приехав в 1861 году в Петербург, он остался в нём жить и, занявшись преподаванием игры на гитаре, снискал к себе уважение её поклонников.
Если с конца XIX века в некоторых странах Западной Европы гитара с сольным репертуаром вновь стала появляться на профессиональной концертной эстраде, то в России в это время сольное исполнение на гитаре можно было услышать, как правило, только в домашних или иных любительских концертах. Редко кому удавалось выступить в платных концертах.
Наиболее ярким исполнителем среди гитаристов-солистов был ученик И. Деккер-Шенка Василий Петрович Лебедев (1867 — 1907). В 1900 году, находясь с оркестром народных инструментов под управлением В. В. Андреева на всемирной выставке в Париже, В. Лебедев исполнил сольную программу в качестве гитариста. Выступления артиста были тепло приняты парижской публикой, что стимулировало его продолжить концертную деятельность в России. Однако после парижского признания В. Лебедев мало успел ввиду ранней смерти в 40-летнем возрасте.
В XIX веке игру на шестиструнной гитаре культивировали не только профессиональные гитаристы, но и любители, виртуозно владевшие инструментом. Большим авторитетов среди русских гитаристов пользовались военный инженер Ю. И. Дьяков (1840 — ок.1910), генерал И. А. Клингер (ок.1820 — 1897), врач М. В. Полупаенко (1839 — 1905), преподаватель словесности Ю. М. Штокман (1839 — 1905) и другие.
В первом десятилетии XX века наряду с гитаристами, пытавшимися поднять престиж гитары, появились «педагоги», которые ради увеличения числа своих учеников рекламировали обучение, исключающее нотную грамоту, сами пользовались примитивной низкопробной литературой, опошляющей инструмент. Положение, в котором оказалась гитара, характеризуют слова из статьи анонимного автора в журнале «Музыка гитариста» №4 за 1910 год: «Мало выделяясь как исполнители и композиторы от общего уровня дилетантизма, не дав инструменту ничего, кроме жиденьких аранжировок и «собственных сочинений», заимствованных из старинной забытой музыки, современные представители гитарной музыки думают иначе, и каждый, воображая себя чуть ли не гением, претендует на титул знаменитости».
В первые годы после революции активизировалась работа клубов, в которых было организовано обучение игре на различных музыкальных инструментах, включая гитару.
В 1926-м и 1927 годах в Москве, Ленинграде, Киеве, Одессе, Харькове и Тбилиси состоялись концерты Андреса Сеговии, в корне изменившие пренебрежительное отношение к гитаре многих видных деятелей искусства и музыкальной общественности. Концерты А. Сеговии продемонстрировали неизвестные широкому кругу музыкантов возможности гитары. Они оказались неожиданным событием и для большинства поклонников гитары, так как к тому времени шестиструнная гитара почти вышла из употребления за счет распространения гитары семиструнной. В 1930 году было принято решение об открытии классов гитары в музыкальных учебных заведениях, но из-за ограниченности педагогических кадров осуществить это оказалось возможным только в некоторых крупных городах. Наиболее результативной явилась деятельность П. С. Агафошина (Москва), П. И. Исакова (Ленинград), М. М. Гелиса (Киев), В. И. Яшнева (Ленинград). Гастроли в СССР зарубежных артистов — в 1935 году австрийской гитаристки Луизы Валькер, а в 1936-м вновь А. Сеговии — ещё более привлекли внимание широких кругов общества к шестиструнной гитаре.
Пётр Спиридонович Агафошин (1874 — 1950) научился играть на семиструнной гитаре, когда ему было 8 лет. В 1900 году он услышал игру итальянского гитариста Антонио Доминичи, жившего в России и игравшего на шестиструнной гитаре. Под этим впечатлением П. Агафошин отказался от семиструнной гитары и начал самостоятельно, руководствуясь школой М. Каркасси, осваивать технику игры на шестиструнной гитаре. Продолжая самоусовершенствование, П. Агафошин становится непременным участником различных любительских коллективов, снискав к себе известность в качестве гитариста. Выбор кандидатуры исполнителя партии гитары в опере Массне «Дон Кихот» в Большом театре (1916) завершился тем, что Агафошину была доверена почетная обязанность аккомпанировать Фёдору Ивановичу Шаляпину.
«Лучшим московским гитаристом» назвал П. Агафошина А. Сеговия. В 1928 году была издана книга Агафошина «Новое о гитаре», в которой он раскрыл достоинства шестиструнной гитары, к этому времени оказавшейся в нашей стране фактически забытой. Концертные выступления в СССР Андреса Сеговии, книга Агафошина с предисловием известных композиторов, профессоров Московской консерватории С. Н. Василенко и М. В. Иванова-Борецкого, в котором они дали оценку музыкальных качеств шестиструнной гитары, — всё это оказало решающее влияние на изменение отношения к инструменту, стимулировало развитие исполнительства на шестиструнной гитаре в нашей стране.
В 1930 году Агафошин принял предложение вести класс шестиструнной гитары, открывшийся в Московском областном музыкально-педагогическом техникуме имени Октябрьской революции (ныне Училище имени Октябрьской революции). Он первым в СССР издал несколько сборников пьес, вошедших в репертуар А. Сеговии, а в 1934 году — Школу игры на шестиструнной гитаре, которая в те годы была единственным серьезным методическим пособием. Агафошин воспитал большую группу гитаристов, достойно продолжавших его дело.
Большим авторитетом среди гитаристов пользовался Петр Иванович Исаков (1886 — 1958). Учась на хоровом отделении Севастопольского училища, он самостоятельно овладел игрой на семиструнной гитаре. В 1910 году Исаков переезжает в Петербург, чтобы продолжить свое музыкальное образование. По совету композитора А. К. Лядова он учится в частном порядке, одновременно совершенствуя самостоятельно мастерство исполнения на гитаре. Вскоре он стал известен как образованный музыкант, хорошо владеющий гитарой. Ему поручалось исполнение партий гитары в камерных и симфонических произведениях, в операх и драматических спектаклях, шедших на сценах Петербурга (Ленинграда). В 1916 году в Петербурге Исаков впервые выступил с сольным концертом и получил положительные отзывы прессы. С конца 1920-х годов он стал отдавать предпочтение шестиструнной гитаре. Решение перейти на гитару шестиструнную, по его словам, было принято не под влиянием концертов А. Сеговии, а на основании собственных практических выводов. Ученики Исакова последовали его примеру. За период своей педагогической деятельности он возглавлял класс гитары в нескольких учебных заведениях Ленинграда.
Немалая доля труда в подготовке кадров профессиональных гитаристов принадлежит также Василию Ивановичу Яшневу (1879 — 1962). В 1926 году Яшнев вёл занятия по теории музыки на курсах гитарного искусства, организованных П. И. Исаковым. Начав свою деятельность как гитарист-семиструнник, Яшнев под руководством Исакова стал осваивать технику игры на шестиструнной гитаре.
Год от года росло число желающих обучаться игре на гитаре. В связи с этим в 3-м музыкальном техникуме (впоследствии реорганизованном в Музыкальное училище при Ленинградской консерватории), кроме класса, руководимого П. И. Исаковым, был открыт параллельный класс гитары, преподавателем которого стал Яшнев. Среди ленинградских гитаристов, обучавшихся у П. Исакова и В. Яшнева, особо следует отметить Льва Андронова, начавшего обучение у Яшнева и закончившего у Исакова, ученицу Яшнева — Лилиану Седлецкую.
Большая заслуга в деле воспитания советских гитаристов принадлежит Марку Моисеевичу Гелису (1903 — 1976). Обучаться игре на гитаре он начал с 9 лет, а уже через 3 года состоялось его публичное выступление в качестве исполнителя на гитаре.
Много лет Гелис возглавлял кафедру народных инструментов в Киевской консерватории. Когда в консерватории был открыт класс гитары, он стал его преподавателем. Отечественная война прервала занятия, и первый выпуск гитаристов состоялся только в 1949 году.
Первый гитарист-шестиструнник, получивший диплом о высшем образовании, был киевлянин Константин Смага, основным занятием которого стала исполнительская деятельность в концертных организациях Украины.
В отдаленных от столиц городах также начала культивироваться игра на шестиструнной гитаре. Так, в Самаре Л. В. Девятов, в Саратове А. П. Шулер стремились заложить организационно-творческую основу для признания гитары в качестве профессионального музыкального инструмента и оставили после себя многих последователей. Известным исполнителем на шестиструнной гитаре и педагогом был в Томске А. В. Попов (1892 — 1977). Многие из его учеников стали профессионалами и сейчас работают в различных музыкальных организациях Сибири.
Выдающаяся роль в овладении культурой исполнения на гитаре в нашей стране принадлежит Александру Михайловичу Иванову-Крамскому (1912 — 1973). Он стал известен в области гитарного искусства не только как педагог, исполнитель и аранжировщик советских, русских и зарубежных произведений многих композиторов, но и как автор ряда пьес для шестиструнной гитары. Его разностороннее дарование особенно ярко проявилось в годы после Великой Отечественной войны. С большим успехом проходили сольные концерты Иванова-Крамского, в 1948 году была издана его Школа игры на шестиструнной гитаре, получившая широкое распространение. Он руководил классом гитары Музыкального училища при Московской консерватории, открывшимся в 1960 году. Его многочисленные ученики-гитаристы в городах нашей страны стали пропагандировать школу своего наставника.
Концертные выступления во многих городах, участие в радиопередачах и телевизионных программах сделали имя Александра Иванова-Крамского широкоизвестным. Американская фирма «Монитор» выпустила грампластинку с его записью (Концерт №3 М. Джулиани для гитары с сопровождением струнного квартета, Вариации на русскую тему А. Иванова-Крамского для гитары с сопровождением оркестра народных инструментов, «Куранта» И. С. Баха, Прелюдия А. Иванова-Крамского и Вариации на тему русской народной песни «Пряха» М. Высотского). А. Иванов-Крамской стал первым советским гитаристом, чье исполнение получило отклик за пределами СССР.
Большая заслуга принадлежит А. Иванову-Крамскому и как автору произведений для шестиструнной гитары, пользующихся популярностью, в том числе двух концертов для шестиструнной гитары с симфоническим оркестром.
Среди многочисленных учеников А. Иванова-Крамского пользуются известностью гитаристы Е. Д. Ларичев, Н. А. Комолятов, В. Я. Петренко, Ю. А. Аргамаков и другие.
Е. Ларичев, солист Москонцерта, более 30 лет концертирует по городам нашей страны. Он является автором многих учебных пособий, а также оригинальных сочинений для гитары.
Исполнителем высокого класса зарекомендовал себя Николай Комолятов. Работу в Московской областной филармонии он совмещает с выступлениями на радио и телевидении, с педагогической деятельностью.
Успешно проходит на Украине исполнительская деятельность солиста Киевской филармонии В. Петренко, его хорошо знает широкая слушательская аудитория Украины, так как помимо концертов его записи часто передаются по радио. Исполнительской и педагогической деятельностью занимаются солист Кисловодской филармонии Ю. Аргамаков, солист Киргизской филармонии Д. Назарматов, москвич Ю. Осипов. Педагогическую деятельность отца в Музыкальном училище при Московской консерватории продолжает Наталья Иванова-Крамская. Концертной деятельностью на Украине уже много лет занимается ученик П. Агафошина — Иван Кузнецов. В последнее время стал известен в качестве автора пьес, используемых в репертуаре некоторых отечественных и зарубежных гитаристов, московский гитарист Пётр Панин. С успехом проходит педагогическая и исполнительская деятельность москвича Владимира Дубовицкого.
В 1972 году в Москве состоялся Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах и народной песни. Конкурс продемонстрировал возросший профессионализм и исполнительскую культуру гитаристов. Показательно, что в обязательную программу третьего тура входило исполнение Концерта для гитары с оркестром Б. Асафьева или А. Иванова-Крамского.
Несмотря на сложную программу соревнований, в первом туре приняли участие 36 гитаристов. Первая премия не была присуждена. Вторую премию получил солист Москонцерта Борис Хлоповский (шестиструнная гитара), диплом — солист Горьковской филармонии Вячеслав Широков (шестиструнная гитара).
В последние 30 лет неуклонно росла популярность классической шестиструнной гитары в нашей стране, и сейчас она является одним из самых распространённых музыкальных инструментов.
В настоящее время преподавание игры на гитаре ведётся в музыкальных школах и училищах крупных городов, в консерваториях Киева, Екатеринбурга, Новосибирска, Львова, Вильнюса, Нижнего Новгорода, Петербурга, Петрозаводска, в Российской академии музыки им. Гнесиных (Москва), в Университете культуры (Москва) и в институтах культуры некоторых других городов, в Воронежском и Ростовском музыкально-педагогических институтах.
Тот факт, что гитарное искусство стало предметом изучения в высших учебных заведениях — яркое свидетельство равноправного положения гитары среди других щипковых музыкальных инструментов. Одними из первых по классу шестиструнной классической гитары окончили консерватории и другие музыкальные ВУЗы многие современные исполнители и педагоги, и в их числе киевляне Валерий Петренко (исполнитель), Пётр Полухин (исполнитель), свердловчанин Виталий Дерун (педагог и исполнитель), москвичи Наталья Иванова-Крамская (педагог), Галина Ларичева (педагог и исполнитель), Николай Комолятов (исполнитель и педагог), Александр Фраучи (исполнитель и педагог), Лев Шумеев (педагог).
В 1979 году в Ленинграде проходил II Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах и народной песни. Первая премия гитаристам не была присуждена. Вторую премию получил Александр Фраучи (шестиструнная гитара, Москва), третью премию — Сергей Воронцов (шестиструнная гитара, Москва). На этом конкурсе не попал в число лауреатов, но показал себя перспективным исполнителем Владимир Ямпольский (шестиструнная гитара, Ленинград).
В феврале 1986 года в Туле состоялся III Всероссийский конкурс исполнителей на народных инструментах. Первая премия гитаристам не была присуждена. Вторую премию получил Владимир Доценко (шестиструнная гитара, Москва), третью премию — Владимир Терво (шестиструнная гитара, Москва), дипломами были награждены Леонид Карпов (шестиструнная гитара, Ленинград) и Александр Мартынов (шестиструнная гитара, Москва). Хорошую профессиональную подготовку продемонстрировали гитаристы-шестиструнники Александр Барсуков (Ленинград), Михаил Виноградов (Москва), Александр Иванов (военнослужащий), Вадим Кузнецов (Рязань), Вадим Флягин (Вологда) и ряд других солистов. В апреле 1986 года состоялся III конкурс гитаристов им. Лео Брауэра в Гаване (Куба). Он стал знаменательным событием для советского исполнительства на гитаре: впервые в зарубежном конкурсе участвовали два советских гитариста — Александр Фраучи, получивший первую премию, и Владимир Терво, получивший третью премию.
Заметно выросло исполнительское искусство советских гитаристов, однако нельзя не признать, что общий уровень их мастерства отстаёт от уровня современного зарубежного исполнительства. Отечественная школа гитарного искусства должна раскрыть свои возможности в наиболее престижных международных конкурсах, таких, например, как конкурсы гитаристов в Париже, Женеве и Торонто.
Многие гитаристы выступают также в качестве авторов или аранжировщиков произведений для гитары, являются составителями различных изданий. Большая работа в подготовке изданий для шестиструнной гитары проводилась Ю. Ерофеевым, Е. Русановым и В. Славским, а в настоящее время — В. Агабабовым, А. Борком, В. Максименко, В. Пахомовым, Ю. Черновым (Москва), Я. Ковалевской, Е. Рябоконь и К. Хрусталёвым (Ленинград). Благодаря этому содружеству издательств с гитаристами стало возможным (особенно за последние два десятилетия) обеспечить советских любителей гитары нотными выпусками произведений различных жанров и стилей (в том числе и зарубежных композиторов), а также педагогической литературой.
Наряду с талантом композитора и исполнителя, важнейшая роль в музыкальном искусстве принадлежит таланту и мастерству изготовителя инструментов. Каждый инструмент высокого класса является своеобразным памятником его творцу-мастеру. Созданием уникальных гитар в дореволюционной России славились И. А. Батов, И. Я. Краснощёков, И. Ф. Архузен, Р. И. Архузен, М. В. Ерошкин, Ф. С. Пасербский, в СССР как мастера по изготовлению высококачественных гитар пользовались известностью В. Д. Климов, Ф. Г. Савицкий, С. И. Сотский, а в наше время — Ф. Р. Акопов, В. М. Биатов, В. И. Чудаев (Москва), Н. И. Ещенко (Чернигов), В. В. Михайлов, А. М. Хомячков (Петербург) и другие. Изготовлением гитар, в том числе концертного назначения, начали заниматься фабрики музыкальных инструментов, в частности в Петербурге, Москве, а в последнее время и в других городах.
Гитара стала в нашей стране одним из самых популярных и любимых народом музыкальных инструментов. Об этом свидетельствуют переполненные залы во время выступлений отечественных и зарубежных гитаристов. В нашей стране гастролировали гитаристы из многих стран мира: Австрии, Англии, Аргентины, Бельгии, Бразилии, Венгрии, Вененсуэлы, ГДР, Греции, Дании, Испании, Италии, Кубы, Мексики, Парагвая, США, Франции, Чехословакии, Чили, Югославии и Японии.
Музыкальные возможности классической гитары оценили многие отечественные профессиональные композиторы, пополнив её репертуар разными произведениями, в том числе крупной формы (концерты для шестиструнной гитары с симфоническим оркестром, сонаты и т. д.). Среди них — Б. Асафьев, Л. Бирнов, Ю. Блинов, И. Болдырев, С. Губайдулина, Э. Денисов, Э. Захаров, Н. Иванов, Г. Камалдинов, В. Кикта, А. Мосолов, Н. Нариманидзе, И. Рехин, Б. Способин, А. Томчин, Н. Чайкин, М. Черёмухин, В. Шебалин, Ю. Шишаков.
Классическая шестиструнная гитара получила всемирное признание и нашла своё законное место среди музыкальных инструментов, имеющих обширный сольный концертный репертуар.


*1) Janitchek H. Geschichte der deutschen. Maleria. — Berlin, 1890. S. 118

*2) Браудо Е. М. Всеобщая история музыки Т.1. — Пб.: Госиздат, 1992. С.193

*3) Pujol E. La guitare // Lavignac A. Encyclopedie de la musique. V, VIII. — Paris, 1927. P. 2011.

*4) Вольман Б. Гитара в России: Очерки истории гитарного искусства. — Л.: Музгиз, 1961. С.73.

*5) Когда в 20 — 30-е годы XX века появились гавайская и плектр-гитара, обе также шестиструнные, но с иными приемами игры, шестиструнная испанская гитара стала именоваться классической.

*6) Штелин Я. Известия о музыке в России // Музыкальное наследство. Вып. 1. — М., 1935. С.148.

*7) Очерки по истории русской музыки. 1790 — 1825/Под ред. М.С. Друскина и Ю.В. Келдыша. — Л.:Гос. муз. изд-во, 1956. С. 382, 385.

*8) Вольман Б. Гитара в России: Очерки истории гитарного искусства. — Л.: Музгиз, 1961. С.74.






Продолжение >>>